Разбор кейсов

Как кенийские розовые фермы не обанкротились, отменив поставки ко Дню святого Валентина

Экономическая ценность доверия

15 ноября 2023

В Кении за 80% экспорта срезанных цветов отвечают 100 предприятий. Африканские розы особенно популярны в Европе на День святого Валентина, так как производить их на северном континенте в это время года слишком дорого. 14 февраля красные розы продаются

в два раза дороже

, чем в другие дни, поэтому магазинам критически важно вовремя получить заказанную партию.

Причем гарантий, что розы не завянут по дороге в ЕС, нет — такова специфика столь нежного товара. У половины кенийских фермеров с покупателями по этой причине нет письменных контрактов, в которых бы четко были прописаны сроки и объемы поставок. Поэтому покупатели держатся за проверенных поставщиков. Однако логистическая цепочка процветает, так как приобретать розы напрямую в Кении выгоднее на 150%, чем на голландских аукционах.

Кенийские фермеры, в свою очередь, дорожат клиентами из Европы, так как считают, что маленьким игрокам рынка репутацию надо не только заслужить идеальным исполнением обязательств, но и неустанно подтверждать ее на деле. Исследователи Рокко Маккиавелло и Амит Морджария

изучили

74 производителя роз в Кении и их поведение в условиях масштабного политического кризиса конца 2007 года, когда фермы столкнулись с внезапной нехваткой рабочей силы.

С 27 декабря 2007-го по 28 февраля 2008-го в Кении бушевал политический кризис, который вылился в межэтнические столкновения между сторонниками действующего президента Мваи Кибаки (этническая группа кикуйю) и его противниками из Оранжевого демократического движения (этническая группа луо). Люди в это время боялись выходить на улицу и пропускали работу. Фермеры внезапно лишились половины работников в самый разгар сезона, поставки перед 14 февраля были под угрозой. Перед ними встал выбор: кому из партнеров отказать, чтобы не разрушить бизнес-отношения и не обанкротиться в новом сезоне из-за малого числа заказов.





Вывод

Бизнес-решения кенийских розовых ферм иллюстрируют, что экономическая ценность в долгосрочных партнерских отношениях выражается не только в «нецелесообразном» выборе между более и менее выгодной продажей товара (вспоминаем высокую стоимость роз на европейских аукционах), но и в готовности партнера простить разовую оплошность и не разорвать бизнес-отношения. Таким образом,

доверие в предпринимательской среде

становится основным регулятором отношений в долгосрочном партнерстве.

Читать еще