SberCIB Investment Research
Ozon о финансовых результатах на конец 2024 года
Представители Ozon рассказали о результатах за 2024 год, конкурентных преимуществах компании и стратегии на ближайшие годы.
На вебинаре с топ-менеджерами Ozon и Ozon Fintech аналитики обсудили:
Результаты Ozon за 2024 год
Число активных пользователей Ozon достигло 56,5 млн человек, заказов — 1,471 млрд. Частотность заказов на одного активного покупателя составила более 26 в год.
Количество продавцов на Ozon превысило 600 тыс.
Год к году общий объем оборота товаров вырос на 64%, выручка группы — на 69%.
Чистый денежный поток от операционной деятельности увеличился в три раза.
EBITDA достигла рекордных 40 млрд руб. за год.
Выручка финтех-направления Ozon выросла на 169%, прибыль до налогов в четвертом квартале составила 10 млрд руб. Количество активных пользователей увеличилось на 63%.
Бизнес-модель OZON
В 2018 году изменилась бизнес-модель Ozon: из ритейла, закупающего товары себе на баланс, в цифровую платформу, которая предоставляет логистические и финансовые услуги продавцам. Это позволило кратно ускорить рост. К концу 2024 года доля маркетплейса от оборота (включая сервисы) достигла приблизительно 85%.
Игорь Герасимов,
финансовый директор Ozon
У нас были внутренние дебаты по поводу того, модель маркетплейса жизнеспособна или нет. Как показывает теперь уже история, решение двигаться в сторону трансформации модели и ухода от бизнеса прямой закупки к бизнесу становления цифровой платформы, которая предоставляла бы, по сути, логистические и теперь уже и финансовые услуги продавцам, было абсолютно оправданным. Это позволило нам кратно ускорить рост, быстро масштабироваться. Очень сильно выросла наша доля и на рынке электронной коммерции, потому что бизнес-модель показала высокую способность к масштабированию и к росту. И параллельно у нас получалось активно инвестировать в обеспечение этого роста, в первую очередь, в логистику.
Изменение бизнес-модели позволило также масштабироваться компании Henderson. Об этом рассказывает основатель компании Рубен Арутюнян в спецпроекте SberCIB «Траектория компании Henderson».
Результаты Ozon с момента IPO
В конце 2020 года компания вышла на IPO. За период с 2020 по 2024 год Ozon вырос по многим показателям:
Кроме того, Ozon улучшает утилизацию и оптимизирует расходы на логистику. СРО (cost per order — стоимость привлечения клиента) снизилась приблизительно на 30%. за период с 2020 года по 2024 год.
Ozon Fintech: результаты и планы на 2025 год
Финтех-направление Ozon развивается с 2018 года. В 2021 году появился Ozon Банк и продукты, для которых необходима банковская лицензия.
Ozon Fintech развивает продукты и для физических лиц, и для предпринимателей.
Для продавцов предоставляются продукты как кредитования, так и транзакционные, в том числе:
Для покупателей:
С 2023 года использование финансовых продуктов Ozon вышло за пределы платформы. В 2024 году 40% всех операций было совершено за пределами платформы маркетплейса.
Планы Ozon Fintech на 2025 год:
Также в 2025 году планируется запуск кредитной карты Ozon и развитие оффлайн-бизнеса.
Ваэ Овасапян,
руководитель финтехнаправления Ozon
Мы для клиентов становимся все больше и больше, так называемым daily-банком — банком для повседневного пользования. Это одна из наших стратегий с точки зрения развития транзакционной активности.
Прогноз компании на 2025 год
По прогнозам Ozon, в 2025 году общий объем оборота товаров вырастет на 30–40%, а EBITDA составит 70–90 млрд руб.
С текущих показателей рост будет не такой быстрый, как раньше, но потенциал еще есть. Рост планируется за счет расширения присутствия в регионах России и в странах СНГ.
Драйверы роста количества продавцов:
Драйверы роста количества покупателей:
Игорь Герасимов,
финансовый директор Ozon
Мы всегда находимся в поисках баланса между ростом и маржинальностью операций. Задача — не тратить деньги нерационально и фокусироваться в первую очередь на денежном потоке, который бизнес генерит. В стадии высокого роста бизнес был способен зарабатывать деньги за счет рабочего капитала. В реальности постепенного замедления роста мы считаем, что обязаны повышать экономическую привлекательность наших операций для себя в первую очередь. В 2025 году ожидается, что при замедлении прироста компании в процентах мы будем замещать нехватку денег из рабочего капитала за счет роста маржи.
О том, что такое маржинальная прибыль и чем она отличается от других видов прибыли, рассказываем в статье «Маржинальная прибыль: как ее рассчитать и что учесть руководству».
Как высокая ключевая ставка влияет на Ozon
В условиях высокой ключевой ставки Группа компаний Ozon остается устойчивой: баланс денежных средств кратно покрывает долговые обязательства. В 2025 году планируется снизить долговую нагрузку компании.
При этом высокая ключевая ставка тормозит развитие некоторых продавцов.
Игорь Герасимов,
финансовый директор Ozon
Наш рост — это рост селлеров на нашей площадке. Ставка негативно сказывается на росте продавцов, тормозит их развитие. Селлеры должны осуществлять закупку. Закупка в любом случае при росте ставки будет дорожать: либо напрямую, если закупка делается при помощи заемных средств, либо по косвенным признакам, потому что кто-то в цепочке поставок сидит на кредитном плече. В любом случае, стоимость денег ты обязан учитывать, потому что часто приходится работать по предоплатам.
Прогноз ключевой ставки на 2025 год
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ РЕКОМЕНДАЦИЕЙ.