Коротко о финансовых показателях
Маржинальная прибыль: как ее рассчитать и что учесть руководству
Прибыль предприятия — это сумма, которая остается у бизнеса после расходов. Каких именно расходов, зависит от вида прибыли, которую нужно рассчитать. Существует 4 вида прибыли, которые особенно важно учитывать руководству компании при принятии решений: маржинальная, валовая, операционная и чистая. Каждый из них позволяет оценить эффективность бизнеса в разных разрезах.
В этом материале расскажем главное о маржинальной прибыли. О других видах прибыли читайте в материалах:
Что такое маржинальная прибыль
Маржинальная прибыль — это деньги, вырученные от реализации товаров и услуг за определенный период минус переменные расходы на этот объем товаров и услуг. Иными словами, маржинальная прибыль — это сумма, которая остается от выручки после вычета переменных расходов.
Как рассчитать маржинальную прибыль
Формула маржинальной прибыли выглядит так:
Маржинальная прибыль = Выручка − Переменные издержки
Переменные расходы — это траты, которые напрямую зависят от объема производства товаров: чем больше товаров, тем больше затрат. Так, к переменным расходам относятся расходы на материалы, запчасти, упаковку, зарплату сотрудникам (если она зависит от объема произведенных товаров и услуг), электроэнергию (например, если производство одной детали требует больших мощностей) и т.д.
Зачем руководству следить за маржинальной прибылью
Маржинальная прибыль позволяет наиболее точно оценить, насколько выгодно для бизнеса производство и продажа какого-либо товара. Этот финансовый показатель можно отслеживать в динамике по месяцам, кварталам и годам, рассчитывать отдельно для каждой группы товаров или для единицы товара.
С опорой на эти данные руководство может взвешенно принимать решения, например, по таким вопросам:
Главное о маржинальной прибыли
Для расчета маржинальной прибыли из суммы выручки вычитают переменные расходы, такие как материалы для производства, сырье, запчасти и другие затраты, прямо связанные с объемом произведенных товаров или оказанных услуг.
Этот показатель позволяет более точно оценивать эффективность производства и продаж конкретного товара или услуги, ее динамику.
Руководство может использовать данные по маржинальной прибыли для принятия решений об изменении объемов производства, корректировке цен или ассортимента товаров, поиске альтернативных поставщиков и т.д.