Коротко о финансовых показателях
Валовая прибыль: как ее рассчитать и на что обратить внимание руководству
Прибыль компании — это деньги, которые остаются у бизнеса после расходов. То, как ее рассчитывают, зависит от вида прибыли. Руководству стоит отслеживать 4 основные виды прибыли: маржинальную, валовую, операционную и чистую. Каждый из них дает представление об эффективности бизнеса в разных плоскостях.
В этом материале расскажем ключевые моменты, которые будет полезно знать собственнику или руководству бизнеса о валовой прибыли. О других видах прибыли читайте в материалах:
Что такое валовая прибыль
Валовая прибыль бизнеса — это сумма, которую компания получает от продаж товаров и услуг за вычетом себестоимости (денег, потраченных на производство товаров или услуг).
Как рассчитать валовую прибыль
При расчете валовой прибыли из выручки вычитают не только переменные расходы на продаваемые товары и услуги, но и постоянные. Таким образом, формула расчета валовой прибыли:
Валовая прибыль = выручка − себестоимость.
или
Валовая прибыль = маржинальная прибыль − постоянные расходы на производство.
Чем отличаются постоянные и переменные расходы
Переменные расходы пропорционально зависят от объема производимого товара или услуг. Постоянные — не зависят. Так, к постоянным можно отнести расходы на аренду, коммунальные услуги, зарплаты и т. д.
К переменным — расходы на материалы, сырье и запчасти для производства, упаковку и доставку товаров, сдельную оплату работников (если она привязана к объему производства) и т. д.
Зачем руководству следить за валовой прибылью
Размер валовой прибыли можно отслеживать в динамике по годам, кварталам и месяцам для разных видов продукции или для каждого товара отдельно. Так, эти данные помогут руководству:
Главное о валовой прибыли
Валовая прибыль бизнеса — это деньги, которые остаются у компании за вычетом себестоимости проданных товаров и предоставленных услуг. Если собственник или руководство компании будет держать этот финансовый показатель в поле зрения, это поможет ему взвешенно принимать бизнес-решения: например, об изменении цен на продукцию или оптимизации производства.