Макроэкономика для бизнеса
4 макроэкономических показателя, важных для бизнеса
Показатели макростатистики могут подсказать бизнесу, ждать от экономики роста или ухода в кризис. В первом случае руководство сможет планировать расширение производства и смело внедрять новые идеи, во втором — уменьшать расходы, сворачивать малоприбыльные направления и готовиться к удорожанию кредитов. В статье расскажем, за какими показателями стоит следить и на что они влияют.
Чем макростатистика полезна для компаний
Макростатистика показывает общие тенденции в экономике в целом или в её отдельных секторах. Эти данные могут касаться объемов производства, безработицы, спроса, деловой активности, уровня жизни, инфляции и др. Все это непосредственно влияет на планы бизнеса.
Ключевая ставка и фаза цикла.
На макростатистику опирается Центробанк, принимая решения по ключевой ставке. Её повышение делает деньги для бизнеса более дорогими за счёт высоких ставок по кредитам, а снижение, наоборот, удешевляет кредиты и упрощает предприятиям доступ к финансированию.
Изучая такие макропоказатели, как
динамика ВВП страны и уровня инфляции
, компания может заранее предположить, как изменится ставка, и принять меры для защиты капитала и оптимизации производства.
Например, когда ВВП несколько кварталов подряд снижается, а инфляция, наоборот, растёт, это говорит о входе экономики в рецессию и грядущем увеличении ключевой ставки. Обычно в такой ситуации компания начинает снижать расходы, заранее делает закупки всего необходимого для производства, сворачивает инвестиции в развитие.
Если компания инвестирует в ценные бумаги, в этот момент она может принять решение о переходе в защитные инструменты, привязанные к уровню ключевой ставки или инфляции. Например, руководство может добавить в инвестиционный портфель облигации с плавающими ставками или процентные свопы.
Ситуация в отраслях.
Правительство учитывает макростатистику, решая, какие отрасли экономики нужно стимулировать, а какие можно дополнительно обложить налогами.
Например, учитывая
уровень благосостояния населения, нуждаемость в жилье и прибыльность банковского сектора
, государство может поддерживать программы льготной ипотеки, а это положительно влияет на бизнес застройщиков. Поэтому девелоперы следят за этими показателями.
Компании — экспортёры сырья изучают показатели, влияющие на
валютные курсы
(например, торговый баланс страны)
и дефицит/профицит бюджета
. Когда бюджет становится дефицитным, правительство может повысить налоговую нагрузку экспортёров, таким образом пополняя бюджет.
Так, в ноябре 2022 года правительство
повысило
налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для компаний из газовой и нефтяной отраслей. А в 2020 году НДПИ
увеличивали
для металлургов — тогда бюджету требовались дополнительные деньги на борьбу с пандемией.
Где искать макростатистику
К макростатистике относятся данные по ВВП, инфляции, рынку труда, уровню спроса и предложения, торговому балансу страны, внешнему и внутреннему долгу и т. д.
Следить за макропоказателями России можно на
сайте Росстата
или
Банка России
.
ЦБ РФ также публикует
календарь
выхода статистических данных по России.
Данные по разным странам есть на сайте
Tradingeconomics.com
и в
базе Мирового валютного фонда
. Ресурс для инвесторов Investing.com публикует экономический
календарь
по разным странам.
Рассмотрим самые важные для бизнеса макропоказатели.
Валовый внутренний продукт (ВВП)
Валовый внутренний продукт — это рыночная стоимость всех товаров и услуг, которые произведены в стране за определённый период. При этом учитываются только товары и услуги конечного потребления. То, что использовалось как сырье для производства других товаров и услуг, в счёт не идёт.
ВВП
отражает общее состояние экономики в стране, её рост или спад. Публикуется ежеквартально.
Руководству компаний не так интересно значение за конкретный период, как динамика изменений ВВП. Так, если ВВП растёт несколько кварталов подряд, можно говорить о стабильном росте экономики. А значит, это подходящее время для расширения производства, инвестиций в собственное развитие и в фондовый рынок, внедрения инноваций.
Снижение ВВП хотя бы в течение двух кварталов подряд принято считать входом в рецессию — на таких данных компании переключаются с развития на поддержание уровня бизнеса, а то и на выживание (если макропоказатели предрекают не просто спад, а полноценный кризис).
Правительство учитывает показатели ВВП, когда определяет кредитно-денежную политику, меняет налоговые нормы, решает увеличивать или сокращать инвестиции и субсидии и т. д. — всё это в любом случае влияет и на бизнес.
Динамика изменения ВВП России в 2006-2022 гг. Источник:
Investing.com
Показатели инфляции
Инфляция, то есть устойчивый рост цен, — один из важнейших показателей для экономики в целом, для бизнеса и для инвесторов:
она влияет на монетарную политику государства и в частности на уровень ключевой ставки;
бизнес учитывает показатели инфляции, планируя расходы, оптимизацию, расширение производства, закупки;
инвесторы следят за уровнем инфляции, чтобы вовремя изменить состав инвестиционного портфеля и включить в него защитные инструменты.
Целевая планка годовой инфляции, на которую ориентируется Центробанк в России, —
4%
. Если инфляция ощутимо превышает этот порог, ЦБ РФ обычно принимает меры для её снижения: в частности, поднимает ключевую ставку. А выше мы уже говорили, как изменение ключевой ставки может изменить планы бизнеса.
Так,
например
, в октябре 2014 года уровень инфляции оценивался в 8,29%, значение ключевой ставки при этом составляло 8%. Но уже в январе 2015 года и инфляция, и ключевая ставка поднялись на уровень около 15% годовых. При этом Центробанк действовал на опережение, в декабре кратковременно и резко повысив ставку до 17%, что позволило развернуть график инфляции.
В макростатистике есть несколько показателей для инфляции. Чаще всего смотрят на
индекс потребительских цен (
CPI
— Customer Price Index) — он самый универсальный и применимый для всех стран. По нему можно судить об изменении среднего уровня цен фиксированной потребительской корзины товаров и услуг. В корзину входят основные продукты питания, одежда, электроэнергия, медицинские услуги, содержание жилья и т. д., то есть то, чем на постоянной основе пользуется среднестатистический гражданин. Так как это показатель динамики цен, а не просто стоимости корзины, по нему виден общий уровень инфляции в стране.
Динамика индекса потребительских цен в России в 2010-2023 гг. Источник:
Investing.com
Рынок труда и безработица
Рост занятости — важный показатель развития экономики. Когда у людей есть работа и растут доходы, тогда и у бизнеса дела идут лучше, так как увеличивается спрос на товары и услуги. Как следствие, развиваются инвестиции, растёт ВВП.
Среди российских показателей стоит обратить внимание на
уровень безработицы
и
динамику заработных плат
. Эти
показатели
обновляются раз в месяц.
Статистика по рынку труда в США для российских компаний менее важна, но тоже полезна: на нее ориентируется при принятии решений ФРС, а это влияет на финансовые рынки в мировом масштабе.
Ключевой отчёт по рынку труда США
от Бюро статистики труда
BLS
(Bureau of Labour Statistics) публикуется раз в месяц.
Традиционно считается, что чем ниже безработица, тем лучше чувствует себя экономика страны. В целом это так. Тем не менее, если уровень безработицы вдруг значительно опускается ниже обычных средних значений, руководство компаний может воспринимать это как предвестник перегрева экономики и ужесточения монетарной политики со стороны властей.
Динамика безработицы в России в 2010-2022 гг. Источник:
Investing.com
Индексы деловой активности (PMI)
PMI (Purchasing Managers’ Index) — это так называемые индексы менеджеров по закупкам, сформированные по результатам их опросов. Индекс рассчитывают для разных стран мира, в частности этим занимаются компании IHS Markit и S&P Global. В России есть PMI
для производственной сферы
и
сферы услуг
, а также
сводный
индекс для обеих сфер вместе.
Это важный показатель, в том числе для России: когда спрос на товары велик, менеджеры наращивают закупки комплектующих, а если объёмы закупок падают, это значит, что спрос просел и объёмы производства снижаются.
По показателям PMI совместно с другой макростатистикой можно судить о фазе экономического цикла, уровне спроса, угрозе перепроизводства и активности бизнеса в целом.
Слишком низкие
значения PMI
— показатель спада в экономике. Например, при значениях ниже 45 велик шанс, что властям придется стимулировать экономику. В то же время значения выше 60 несколько месяцев подряд могут означать риск перегрева и инфляции. В первом случае центробанк может поднять ключевую ставку, во втором — снизить. Значения от 50 до 60 говорят о нормальном росте экономики.
Согласно
исследованию
Организации экономического сотрудничества и развития (
ОЭСР
), именно PMI в числе первых предсказал мировой финансовый кризис 2008 года: тогда уже в начале года PMI в сфере услуг в США просел до 45 пунктов.
Но стоит также учитывать, что этот показатель исходит из относительно субъективных оценок. Например, по
данным
S&P Global на февраль 2023 года PMI в России находился на весьма высоком уровне — 53,6 пункта, при этом аналитики склонны считать, что такое значение больше строится на оптимизме и ожиданиях, чем на реальном положении дел в экономике.